ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Неделя юнармейской подготовки».
Тема занятия: «Назначение, боевые свойства, устройство и принцип работы автомата Калашникова. Неполная разборка, сборка автомата. История создания автомата Калашникова»
Цель занятия: Изучить назначение, боевые свойства, устройство и принцип работы автомата Калашникова и историю его создания.
Добрый день!!!!!
Прежде чем объявить тему занятия, я хочу предложить вам несколько вопросов по поводу того предмета, вокруг которого будет строиться сегодняшнее занятие:
- Этот предмет разработан и создан в нашей стране практически сразу по окончании Великой Отечественной войны – в 1947 году?
- Этот предмет изображён на гербе государства Мозамбик?
- Его называют иногда 8-ым чудом света, одним из символов нашей эпохи?
- Его называют самым лучшим и самым популярным видом оружия, он является самым известным видом оружия на планете благодаря своей простоте и надёжности, компактности и мощности?
— Что это за предмет? (Автомат Калашникова)
— Что хотелось бы вам узнать об автомате Калашникова?
— Таким образом, мы с вами определили тему и цели нашего Занятия…..
Темой сегодняшнего занятия является: «Назначение, боевые свойства, устройство и принцип работы автомата Калашникова. Неполная разборка, сборка автомата. История создания автомата Калашникова».
Целью сегодняшнего занятия является: Изучить назначение, боевые свойства, устройство и принцип работы автомата Калашникова и историю его создания. Научить вас выполнять практические действия по неполной разборки и сборки автомата Калашникова.
- Вы должны изучить историю создания легендарного оружия и узнать о тех его важнейших боевых характеристиках, которые делают его столь совершенным.
- Научиться осуществлять неполную разборку и сборку автомата Калашникова
- Познакомиться с мерами безопасности при обращении с оружием
- Узнать об основном превосходстве автомата Калашникова в сравнении с иностранными аналогами.
Мотивация изучения данной темы в том, что почти к каждому юноше придётся пройти службу в армии, где понадобятся навыки обращения с оружием. Девушкам это умение потребуется в меньшей степени, но сказать, что не потребуется вообще, нельзя. Во-первых, сейчас всё больше девушек стремятся поступить в военные учебные центры, в которых получают военное образование наряду с гражданским. Во-вторых, живя на родине этого легендарного оружия, зная, как оно славится в мире, как можно не уметь производить его разборку-сборку? Это просто не патриотично.
- 3.1 История создания автомата Калашникова,
Михаил Тимофеевич родился 10 ноября 1919 года в с. Курья одноимённом Курьинском районе Алтайского края, в многодетной крестьянской семье. Скончался 23 декабря 2013 году на 95 году жизни.
Можно посмотреть фильма «Автомат Калашникова» (ВГТРК) 20 мин.
- 3.2 Назначение, боевые свойства, устройство и принцип работы автомата Калашникова. Превосходство автомата Калашникова в сравнении с иностранными аналогами.
Это индивидуальное оружие, предназначенное для уничтожения живой силы и огневых средств противника.
По своему устройству автомат очень прост. А раз прост, то и надёжен. АКМ не боится воды, грязи и пыли. Солдат может целый день брести по болоту, по грудь в воде, проваливаясь в грязь вместе с оружием, но когда он выйдет к позициям врага, автомат будет готов к бою. О ТТХ, которые свидетельствуют о высоких боевых свойствах АКМ, а также об удобстве его использования, вы узнаете из практической части урока.
АК-74 состоит из следующих основных частей и механизмов:
- ствол со ствольной коробкой, прицельным приспособлением,
прикладом и пистолетной рукояткой;
- крышка ствольной коробки;
- затворная рама с газовым поршнем;
- затвор;
- возвратный механизм;
- газовая трубка со ствольной накладкой;
- ударно-спусковой механизм;
- цевье;
- дульный тормоз-компенсатор;
- магазин.
В комплект входят:
- штык-нож;
- пенал с принадлежностью (протирка, ершик, отвертка, выколотка, шпилька);
- ремень;
- сумка для магазинов.
Слагаемые превосходства АК над аналогичным оружием других стран:
- высокие боевые и эксплуатационные качества;
- феноменальная надежность;
- малая чувствительность к загрязнениям, в том числе — грязной воде, пыли, мелкому песку (удары, падения, попадание в воду, запыление не влияют на работоспособность АК);
- отличная работоспособность в любых климатических условиях;
- стрельба одиночными (ОД) и основной вид огня — автоматический (АВ);
- различные модификации АК под патроны
трех калибров — 5,45 мм образца 1974 г., распространенные в мире 7,62-мм советского образца 1943 г. и натовские 5,56 мм;
- простота конструкции;
- технологичность и дешевизна в производстве.
3.3 Порядок неполной разборки и сборки автомата. Меры безопасности.
Неполная разборка и сборка автомата Калашникова может быть:
- неполная — для чистки, смазки и осмотра автомата;
- полная — для ремонта, чистки при сильном загрязнении или перехода на новую смазку.
Правила разборки и сборки:
- производить на столе или чистой подстилке;
- части и механизмы класть в порядке разборки;
- обращаться с ними осторожно, не класть одну часть на другую, не применять излишних усилий и резких ударов;
- при сборке сличить номера на частях (номеру на ствольной коробке должны соответствовать номера на газовой трубке, затворной раме, затворе, крышке ствольной коробки).
Порядок неполной разборки и сборки:
- Отделить магазин.
- Проверить: нет ли патрона в патроннике.
- Вынуть пенал с принадлежностью из гнезда приклада (у АКС-74 — со складывающимся прикладом — пенал размещается в кармане сумки для магазинов).
- Затем отделить:
- Шомпол.
- Крышку ствольной коробки.
- Возвратный механизм.
- Затворную раму с затвором.
- Затвор от затворной рамы.
- Газовую трубку со ствольной накладкой.
Порядок неполной разборки автомата.
А теперь ещё раз рассмотрим порядок разборки – сборки автомата.
Исходное положение: автомат лежит на столе стволом влево, рукояткой затворной рамы вверх, участник стоит в шаге от стола.
По команде судьи участник соревнования должен произвести неполную разборку в установленном порядке (за исключением: дульный тормоз-компенсатор не отделяется, из пенала не вынимаются принадлежности):
1. Отделить магазин — удерживая автомат левой рукой за шейку приклада или цевье, правой рукой обхватить магазин; нажимая большим пальцем на защелку, подать нижнюю часть магазина вперед и отделить его.
2. Проверить, нет ли патрона в патроннике, сделать контрольный спуск — опустить переводчик вниз, отвести рукоятку затворной рамы назад, осмотреть патронник, отпустить рукоятку затворной рамы и спустить курок с боевого взвода.
3. Вынуть пенал с принадлежностью — утопить пальцем правой руки крышку гнезда приклада так, чтобы пенал под действием пружины вышел из гнезда; раскрыть пенал и вынуть из него протирку, ершик, отвертку, выколотку и шпильку.
4. Оделить шомпол — оттянуть конец шомпола от ствола так, чтобы его головка вышла из-под упора на основании мушки, и вытянуть шомпол вверх.
5.Отделить крышку ствольной коробки. — левой рукой обхватить шейку (переднюю часть) приклада, большим пальцем этой руки нажать на выступ направляющего стержня возвратного механизма, правой рукой приподнять вверх заднюю часть крышки ствольной коробки и отделить крышку (повернуть до упора ограничителей угла поворота крышки в опорные площадки основания для крепления газовой трубки и крышки ствольной коробки).
6. Отделить возвратный механизм — удерживая автомат левой рукой за шейку приклада, правой рукой подать вперед направляющий стержень возвратного механизма до выхода его пятки из продольного паза ствольной коробки; приподнять задний конец направляющего стержня и извлечь возвратный механизм из канала затворной рамы.
7. Отделить затворную раму с затвором — продолжая удерживать автомат левой рукой, правой рукой отвести затворную раму назад до отказа, приподнять ее вместе с затвором и отделить от ствольной коробки.
8. Отделить затвор от затворной рамы — взять затворную раму в левую руку затвором кверху; правой рукой отвести затвор назад, повернуть его так, чтобы ведущий выступ затвора вышел из фигурного выреза затворной рамы, и вывести затвор вперед.
9. Отделить газовую трубку со ствольной накладкой — удерживая автомат левой рукой, правой рукой надеть пенал принадлежности прямоугольным отверстием на выступ замыкателя газовой трубки, повернуть замыкатель от себя до вертикального положения и снять газовую трубку с патрубка газовой камеры.
К грубым ошибкам относится:
- отведение рукоятки затворной рамы назад при не отомкнутом магазине;
- произведение контрольного спуска, если ствол направлен под углом менее 45 градусов от горизонтальной плоскости;
- не произведен контрольный спуск с боевого взвода.
Порядок сборки автомата после неполной разборки
Исходное положение: детали автомата лежат на столе в том положении, в котором они оказались по окончании неполной разборки автомата.
1. Присоединить газовую трубку со ствольной накладкой.
2. Присоединить затвор к затворной раме.
3. Присоединить затворную раму с затвором к ствольной коробке.
4. Присоединить возвратный механизм.
5. Присоединить крышку ствольной коробки.
6. Спустить курок с боевого взвода и поставить на предохранитель.
7. Присоединить шомпол.
8. Вложить пенал в гнездо приклада.
9. Присоединить магазин к автомату.
К грубым ошибкам относится:
- присоединение магазина до произведения контрольного спуска;
- присоединение магазина к автомату, не поставленному на предохранитель;
- произведение контрольного спуска, если ствол направлен под углом менее 45 градусов от горизонтальной плоскости;
- отсутствие фиксации газовой трубки;
- наличие после сборки автомата лишних деталей или потеря деталей автомата.
- Меры безопасности.
Необходимо начать с привлечения внимания учащихся к тому, что при обращении с оружием и стрельбах необходимы высокая дисциплинированность, неукоснительное соблюдение установленных правил и мер.
Требования безопасности при проведении стрельб определены приложением № 10 к Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, утвержденной приказом Минобороны и Минобразования РФ « 24 » февраля 2010 г. № 96/134 г.
Обучающиеся в первую очередь должны твердо усвоить следующие требования:
- безопасность обеспечивается четкой организацией, точным соблюдением мер безопасности и высокой дисциплинированностью всех участников стрельбы;
- к стрельбе допускаются только те, кто обладает навыками обращения с оружием, из которого ведется стрельба, знают и понимают правила поведения на огневом рубеже и меры безопасности;
- для предотвращения несчастных случаев при обращении с боеприпасами и заряженным оружием требуются аккуратность, точное и строгое соблюдение правил обращения с оружием и мер безопасности;
- перед началом каждого занятия и стрельб оружие и боеприпасы должны быть установленным порядком проверены;
- при обнаружении неисправностей или сомнениях в исправности оружия и качестве боеприпасов обучаемый обязан немедленно доложить об этом руководителю занятия или стрельбы на участке;
- заряжание оружия производится только на огневом рубеже и только по команде руководителя стрельбы на участке «Заряжай»;
- начинать стрельбу разрешается только после команды руководителя стрельбы на участке «Огонь»;
- стреляющий обязан немедленно прекращать ведение огня по команде «Прекратить стрельбу», звуковому или световому (белый флаг, фонарь) сигналу «Отбой»;
- при появлении в секторе обстрела людей, животных, птиц, автомашин и другой наземной техники или Низколетящих объектов, стреляющий обязан самостоятельно прекратить огонь, немедленно четко и громко доложить об их обнаружении руководителю стрельбы на участке;
- после окончания выполнения упражнения учебных стрельб разряжать оружие на огневом рубеже — только по команде руководителя стрельбы на участке и после этого по его команде установленным порядком представлять оружие к осмотру;
- сдавать установленным порядком неизрасходованные при стрельбе
боеприпасы;
- чистка оружия производится в специально отведенных местах под руководством преподавателя, осуществляющего подготовку по основам военной службы, и военнослужащих, обеспечивающих стрельбы;
- обучаемые, нарушившие требования безопасности, к стрельбе не допускаются.
Категорически запрещается:
- нарушать правила обращения с оружием;
- допускать к стрельбе лиц, не имеющих твердых практических навыков обращения с оружием при стрельбе;
- прицеливаться и направлять оружие в людей, а также в тыл и в любые другие неустановленные для стрельбы и тренировок в прицеливании направления, независимо от того, заряжено оружие или нет;
- разбирать, ударять, ронять патроны, трогать капсюль;
- оставлять оружие без присмотра и передавать его другим лицам без разрешения руководителя стрельбы на участке;
- находиться на огневом рубеже любым лицам, кроме стреляющей смены и руководителя стрельбы на участке;
- брать, трогать на огневом рубеже оружие или подходить к нему без команды руководителя стрельбы на участке;
- заряжать оружие до команды руководителя стрельбы на участке;
- производить стрельбу из неисправного оружия;
- Подведение итогов занятия.
Закрепление материала с использованием учебных автоматов.
В заключение предлагаю учащимся назвать части и механизмы автомата
Что нового вы узнали на уроке?-
- Какие новые практические навыки приобрели?
- Что на ваш взгляд показалось интересным?
- Когда испытывали затруднение??
- Что бы вы хотели узнать еще об автомате Калашникова?
6. Домашнее задание.
Домашнее задание:
Задание по выбору
— Выучить порядок неполной разборки и сборки Автомата Калашникова, знать тактико-технические характеристики АК-74 автомата Калашникова.
— Написать реферат-рассуждение на тему: «Автомат Калашникова: за и против?» (ответы присылайте на электронную почту: a.sidorkov@post1mih.bizml.ru
Спасибо за Внимание! До свидание!