Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Познай себя»
( дистанционное обучение)
Тема
занятия: Коммуникативность.
(Знакомство и сплочение уже проведены.)
Цель: Повышение уровня коммуникативных навыков у старшеклассников.
Задачи:
1. Дать старшеклассникам знания о понятии коммуникация, ее компонентах.
2. Сформировать у старшеклассников представления о навыках эффективного и неэффективного общения.
3. Способствовать личностному росту учащихся, помощь интериоризировать полученные в ходе занятия знания.
Занятие посвящено развитию коммуникативных навыков старшеклассников, рассматривается 3 компонента коммуникация, самооценка, ценностные ориентации. Мы делаем предположение о том, что через развитие коммуникативных навыков мы сможем проанализировать уровень самооценки и основных ценностных ориентаций.
Вступительное слово: Ребята здравствуйте, сегодня у нас необычный урок психологии сегодня мы с вами разберем, что такое коммуникации и для чего она нужна.
Мы опираемся на определение такого автора как А.А Петровского
− Коммуникация − это набор средств, с помощью которых люди конструируют свои взаимоотношения. Передача информации, вербальными и не вербальными средствами общения.
Эффективность коммуникации проявляется в следующих компонентах:
-Эмоциональный компонент, включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров.
-Когнитивный компонент, связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми.
-Поведенческий компонент, отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.
Самооценка
Бежал по лесу ручеек, сам собою любовался: ловкий, проворный, быстрый, чистый и прозрачный! Ни с каким другим ручейком не хотел сливаться, считал себя сильным и сам хотел бежать по лесу.
Вдруг выбежал в поле, а там ослабел, силенок не хватило, растекся и пропал…
Кое-как, по каким-то подземным ходам, весь грязный, добрался он до реки и начал ей жаловаться:
«Если бы не это противное поле, то я бы и сам давно стал рекой!»
Услышав это, река всплеснула волнами:
«Эх, ты, глупый ручеек! Поле совсем не виновато в том, что ты растекся, ушел в землю и стал таким грязным! У того, кто отталкивает других, стать рекой – сил не хватит… Чем больше ценишь самого себя, тем больше себя теряешь»
Ценностные ориентации
Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню, на ферму чтобы показать сыну насколько бедными могут быть люди.
Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына:
— Как тебе понравилось путешествие?
— Это было замечательно, папа!
— Ты увидел насколько бедными могут быть люди? — спросил отец.
— Да.
— И чему ты научился из этого?
Сын ответил:
— Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них четыре пса. У нас есть бассейн посреди сада, а у них — бухта, которой не видно края.
Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звёзды.
У нас патио на заднем дворе, а у них — целый горизонт.
Отец лишился дара речи после этого ответа сына. А сын добавил:
— Спасибо, папа, что показал мне насколько богаты эти люди.
Не правда ли, что всё это зависит от того с какой точки зрения смотреть на мир?
Имея любовь, друзей, семью, здоровье, хорошее настроение и позитивное отношение к жизни, вы получите всё!
Но вот купить что-либо из вышеперечисленных вещей невозможно.
Можно приобрести любые воображаемые материальные блага, даже запастись ими на будущее, но если ваша душа не наполнена, у вас нет ничего!
Коммуникация
Однажды возле входа в город сидел над
оазисом старец. К нему подошел мальчик и спросил:
— Я ни разу здесь не был. Какие люди живут в этом городе?
Старик ответил ему вопросом:
— А какие люди были в том городе, из которого ты ушел?
Юноша ответил:
— Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью выехал
оттуда.
— Здесь ты встретишь таких же.
Немного спустя, другой человек приблизился к этому места и задал тот же вопрос:
— Я только что приехал. Скажи, старец, какие люди живут в этом городе?
Старик ответил тем же:
— А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?
— О, это были добрые, гостеприимные и благородные души. У меня там осталось
много друзей, и мне было нелегко с ними расставаться.
— Ты найдешь таких же и здесь.
Коммуникативные навыки крайне важны для формирования круга общения, знакомства, обретения друзей и ведения переговоров, покупки товаров и услуг, заключения контрактов и ведения бизнеса, выстраивания продуктивных взаимоотношений, разрешения конфликтов и поиска взаимопонимания с окружающими. И если человек не умеет общаться, на своем пути он встретит немало проблем и трудностей, как в личной жизни, так и в профессиональной сфере.
Говоря проще, коммуникативные навыки составляют особый поведенческий комплекс, позволяющий каждому из нас:
— устанавливать контакты;
— заинтересовывать собеседника;
— поддерживать общение;
— сохранять отношения;
— аргументировать свои мысли;
— отстаивать свои интересы;
— разрешать конфликты;
— пользоваться невербальными средствами общения;
— защищаться от манипуляций;
— понимать окружающих, мотивы их действий и реакции.
Даже в течение напряжённого дня всегда можно выкроить время для мини-отдыха и расслабиться, предлагаю выполнить следующие
упражнение (психогимнастическое упражнение, направленное на снятие физического и эмоционального напряжения):
Вы можете слегка помассировать определённые точки тела. Надавливайте не сильно, можно закрыть глаза. Вот некоторые из этих точек:
Межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями.
Задняя часть шеи: мягко сожмите несколько раз одной рукой.
Челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы.
Плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами.
Это и расслабляет, и даёт определённый заряд энергии.
Обучащиеся делают 2-3 минуты массаж.
Обратная связь: ребята, сейчас я попрошу вас охарактеризовать ваше состояние
одним словом. Пусть это будет время года или погода. (ответы на электронную
почту: tipchacsekretar@mail.ru)
Завершение: Мне было с вами очень приятно работать, я надеюсь вам тоже очень понравилось и вы в дальнейшем сможете применить полученные знания. До новых встреч!